Евгения Шафранек – главный редактор онлайн-журнала brunch.lv — портала, который отражает жизнь нашего города, знакомит с интересными людьми, яркими событиями и новыми местами. Об успехе, работе журналиста и о мастерице на все руки и будет идти наш разговор.
Дарья Журавлева: С чего начинался brunch.lv? Почему вы выбрали карьеру журналиста?
Евгения Шафранек: Да тут отвечать и отвечать, поэтому начнём с самого начала. В журналистике я со школы — писала в газету еще в 12-м классе. Писала безнадежно плохо, ленилась, ошибалась… Словом, не работник – мечта. (Смеется). Та ещё раздолбайка была. А потом я решила, что журналистика – работа с нищенской зарплатой. Бегаешь, грязь ногами месишь, с какими-то старушками общаешься и такие крохи получаешь – страшно вспомнить. Я оставила за собой Живой Журнал, куда сливала тексты, когда появлялось желание пографоманить, а сама отправилась работать в совершенно другую сферу. Удобно! Сидишь в офисе, зарплата, как по часам, а когда хочется писать – открываешь livejournal и творишь.
Там-то меня и нашла Вика Лякишева – экс-редактор журнала “Люблю”. И как-то вот с неё всё и закрутилось. Потом был интересный проект в журнале Pastaiga, публикации в Лилит, начались теле-интервью на LTV7. Тут же родился и свой сайт, потому что не всё можно публиковать в печатных СМИ, да и на какие-то вещи у меня был свой взгляд. С офисной работой я, понятное дело, распрощалась, но по бывшим коллегам очень скучаю и всегда с радостью заглядываю в гости.
Д.М.: Мечтали ли Вы в детстве стать журналистом и иметь свой портал?
Е.Ш.: У меня дедушка был военным журналистом, и мама всю жизнь посвятила газете: «Советская молодежь», «СМ-сегодня», «Вести сегодня», а теперь она редактор «Субботы», а так как с математикой я не дружила, то лет в шесть уже знала — пойду по маминым стопам. В детском саду кто-то спросил: «Кем ты будешь?», я чётко ответила: «Журналистом и мамой». Взрослые рассмеялись. До сих пор удивляюсь той глупой реакции старших. В конце концов, я стала и журналистом, и мамой.
А вот о собственном ресурсе никогда не мечтала. Всегда хотела стать или политическим обозревателем или ездить в горячие точки.
Д.М.: В чём заключается успех вашего портала?
Е.Ш.: Мне сложно ответить на этот вопрос. Может, опрос сделать? Возможно, большинство СМИ — это работа журналистов на кого-то, «чужого дядю». Вполне вероятно, хорошего, душевного и доброго, но чужого. Отсюда и контент: перепечатки с других источников, копирование пресс-релизов даже без попытки их привести в божеский вид, сухие и скучные обзоры событий. Я же работаю на себя и, по сути, для себя. Ну не могу взять пресс-релиз и просто скопировать — уважать себя перестану.
И могу позволить себе критику. «Проехаться» мне не страшно. Ну чем грозит? Не позовут больше? Значит, в своей оценке я была права.
Но, надо понимать, что на brunch’е нет экономики и политики, поэтому сравнивать мой ресурс с новостными порталами не очень корректно. И честно скажу, каким-то гением совершенно себя не считаю. У меня перед глазами масса талантливых, успешных, эрудированных и образованных журналистов, которыми я искренне восхищаюсь. Тот же Вадим Радионов на Radio Baltkom и LTV7, Алла Петропавловская «Лилит» и другие.
Д.М.: Почему Вы назвали свой портал именно brunch?
Е.Ш.: Brunch – потому, что содержание сайта отлично подходит для того, чтобы почитать его в неспешной обстановке после завтрака за чашечкой кофе.
Д.М.: Как Вы считаете, почему люди заинтересованы в вашем портале? Что нового они могут найти на brunch‘e?
Е.Ш.: Себя (Смеется). Люди могут там найти себя, а если куда-то не попали, то почитать довольно честный отзыв. Они могут найти красивые снимки, информацию о новых местах, афишу мероприятий, быть в курсе городских событий, найти увлекательные интервью. По крайней мере, это то, что я стараюсь делать.
Д.М.: Вы однажды написали на фейсбуке, что у вас два ребенка — ваша дочь и brunch. Не думали ли Вы когда-нибудь, что ваша дочь тоже будет заниматься журналистикой, и однажды станет главным редактором brunch‘a?
Е.Ш.: Честно говоря, никогда не думала об этом, и надеюсь, что она изберет что-то более серьёзное. Но совершенно любое её решение я буду поддерживать: от айти-сферы до танцев живота. Надеюсь, что не отношусь к тем родителям, которые буду ломать жизнь ребенка по причине: «Так принято». Сейчас ей семь и она думает: стать или журналистом, или фотографом National Geographic. Но могу спорить на полцарства и коня в придачу, что для фотосъемки животных у неё просто не хватит терпения. (Смеется)
Д.М.: Не думаете ли вы выходить в бумажном издании? Почему?
Е.Ш.: Зачем? Любые вложения должны окупаться, как мне поможет печатная версия? Там ограниченное количество пространства, а значит — экономим на тексте и на снимках. Это набор и типография, а значит, я всегда буду отставать от интернет-изданий. Становиться глянцем — смысла нет.
Д.М.: Что значит сегодня быть хорошим журналистом?
Е.Ш.: Чувствовать героя, чувствовать атмосферу, чувствовать ситуацию, быть деликатным, эрудированным, с хорошим чувством юмора и смотреть на мир во все глаза. Быть любопытным. Быть любознательным. И никогда не лениться проверять информацию. Никогда. Прежде, чем делать перепост какой-нибудь интернетной истерики на тему: «Мы все умрем!», стоит задуматься и поискать подтверждение. Если герой называет факты и имена — проверить. Я сама очень эмоциональная и частенько попадаю в совершенно дурацкие ситуации. Но всегда стоит притормозить и докопаться до истины.
Д.М.: Как вы проводите свой день в качестве главного редактора?
Е.Ш.: Мой день начинается в 6:30 и заканчивается в 01:00. В это время надо успеть все: поработать, заняться ребенком, отвезти на тренировки, съездить на деловые встречи, почитать книгу, приготовить ужин… По-моему, я не отличаюсь от большинства женщин — эдакая мать-трудяга: и швец, и жнец, и на дуде игрец. То есть, мы все немножко герои. И чисто в качестве бреда смею надеяться, что однажды кто-то погладит по голове и скажет: «Какая же ты молодец!» (Смеется)
Д.М.: Какого это — быть таким публичным человеком? Фейсбук, brunch, постоянные светские мероприятия, да и дома ещё семья ждёт. Как Вам удается всё совмещать?
Е.Ш.: Да никак не удается. Приходится расставлять приоритеты. Изначально страдала семья. Надо было везде успеть, везде побывать, всё узнать. Муж, конечно, не был в восторге, друзья чуть не потерялись. В какой-то момент пришлось дернуть «стоп-кран». Не уверена, что какой-то бизнес, пусть самый успешный и какой-то проект, даже очень увлекательный – стоят семейного счастья.
Сейчас режим совершенно другой. Я редко куда-то выхожу и редко посещаю светские мероприятия. Безусловно, есть события, которые нельзя пропустить или не хочется, в остальном же я лучше почитаю книгу дома, выпью вина, погуляю с дочкой, посмотрю хорошее кино или поеду с друзьями на море. Если коротко, то стоит мужу сказать: «А завтра у меня выходной», как я начинаю судорожно метаться и переносить все планы. Потому что планов много, а семья у меня одна (Улыбается)
Д.М.: Что значит для Вас быть сильной женщиной? И считаете ли Вы себя сами такой?
Е.Ш.: Нет, не считаю. Я не сильная и не хочу ею быть. В родительской семье главой всегда была мама. Я посмотрела, насмотрелась и выстроила свою модель дома иначе. Всегда говорю, что главный у нас — муж. Я не сильная, но очень … как бы сказать… энергичная. Могу сгореть на работе, наверное.
Д.М.: Где Вы находите источники вдохновения и энергии?
Е.Ш.: Чтение, вязание, прогулки, походы, общение с людьми. Случайно сказанная фраза может стать основой целой статьи, медитативный процесс вязания может навести мысль о каком-то проекте. А во время чтения и походов просто переключаются мозги, получают отдых и потом начинают работать с удвоенной силой.
Д.М.: Что для Вас значит счастье?
Е.Ш.: Счастье… Оно может быть любым и настигнуть в какой-то момент. Но чем старше я становлюсь, тем банальнее радости. Счастье, когда дочка рядом. Счастье, когда читатели пишут: “Спасибо!”. Счастье, когда муж балует. Но самое главное счастье – здоровье.
Д.М.: Какие книги Вы можете назвать своими фаворитами?
Е.Ш.: Однозначно “Война и мир”, “Сто лет одиночества”, “Три товарища”, “С неба упали три яблока”… На самом деле, я читаю-то в неделю по 2-3 книги, представляете, сколько мне надо сейчас вспомнить литературы, чтобы назвать те произведения, которые произвели впечатление? Но, поверьте, их много!
Leave A Comment